Карты и их масти. Почему карточные масти так называются
Каждый из нас знает, что такое игральные карты и многие играли в них. Но кто-нибудь задумывался, как вообще появились первые карты и масти, изображаемые на них?
Одним вариантом происхождения карт и мастей является предположение, что первые карты появились в Азии, откуда их уже распространяли арабы по Европе.
Иностранные купцы, развозящие товар и путешествующие по разным землям, торговали картами с четырьмя мастями, которые именовали пентакли, посохи, кубки и мечи.
Происхождение карточных мастей доподлинно не известно, однако есть несколько вполне вероятных теорий
По другим предположениям, они появились в Европе в период правления Карла четвертого – их придумал королевский весельчак ради забавы господской семьи.
В Старом Свете карты для азартных игр впервые описаны примерно в этот же период времени. Из всего многообразия колод, их количественного и качественного состава, можно выделить определенные общности:
- все колоды имели 4 масти (а также особые карты, именуемые джокерами);
- каждая масть содержала несколько представителей, отличающихся рисунком или информационным знаком;
- карта объединяла в себе масть и иерархическое место.
Современная колода является французским вариантом сочетания масти карты и ее старшинства, который появился в 15 веке. Популярность и распространенность именно этого экземпляра объясняется низкой затратностью изготовления. На французских картах низкий ранг обозначался арабскими символами, что исключало трудность в прорисовке.
На то, как образовались визуальные образы масти, есть следующие мнения:
- снаряжение рыцарей (пики – копья, черви – щиты, буби – знамена, крести – мечи);
- четыре социальные группы феодального общества (армия – пики, церковь – черви, купечество – буби, крестьянство – крести);
- предметы, связанные с гибелью Иисуса Христа (пики – копье, черви – губка, буби – шляпки гвоздей, крести – крест).
Последнее из этих объяснений обуславливается устоявшимся осуждением церковью азартных игр, в том числе карточных, которые считаются порождением Дьявола. Во многих европейских странах укоренилось достаточно интересное название мастей. К примеру, в Германии черви называют сердцами, пики – листьями, буби – бубенцами, а крести – желудями.
Названия карточных мастей
В испанском наборе карт масти именуются также своеобразными словами. Жители Франции их называют иначе: пики (копья), квадраты, сердца, клевер. Наиболее распространенными и привычными в России стали термины, пришедшие из Франции, или производные, схожие с ними.
Таким образом, буби происходят от «бубенцы», трефы является произносимым на русском словом «trefle», черви – производное от «червонный», пики же говорят сами за себя.
Иерархия карточных мастей
Во всем многообразии карточных игр так и не сложилось всеобщего старшинства мастей, поэтому многие игры имеет свою шкалу: к примеру, в бридже или покере существует иерархия – пики, черви, буби, крести. По это причине в играх организуется такой порядок, который регламентировал бы расположение и, так сказать, силу мастей.
Козыри и особые масти
Во «взяточных» играх всегда присутствует такая масть, которая на протяжении игры является более мощной по сравнению к другим. В некоторых играх специфическим значением могут обладать одна или несколько мастей. В игре «Пики», кстати говоря, устанавливается конкретная масть, являющаяся козырной во время кона.
Другим примером использования особых мастей служит игра «Черви», где наличие карт с сердцами вводит вас в проигрышную ситуацию.
Поговорим о карточных мастях: червей, бубен, треф и пик. Иногда их называют черва, бубна, креста и пика. По-английски черви — hearts, сердца. Бубны diamonds, диаманты. Трефы (кресты) — clubs, клубни. Пики так и будут - spades.
Казалось бы о них уже всё сказано. Официально (что за слово такое? прим.вред.) масти появились в средние века и означали, приблизительно, следующее. С пиками, сердцами и крестами ничего придумывать не стали, а бубны, мол, — это плитка в полу немецких бюргеров (это кому в голову могла прийти такая идея?! прим.вред).
Но обратите внимание на кресты православных церквей.
На старых крестах, не новоделах, сделанных до революции 1917-го года, в оформлении орнамента присутствуют и чётко выделяются карточные масти. «Окончание» луча на кресте выполнено в стиле червовой либо пиковой масти. На каждом луче одного креста, может располагаться более мелкий «крестик» из какой-нибудь из этих двух мастей. И этот мелкий «крестик» сливается в масть бубен (смотрите рисунок).
Из далека же весь узор креста сливается собственно в крестовую масть.
Исходя из такого расположения элементов креста можно сделать вывод, что чёрный (пика) и/или червоный (черва) элементы являются составными частями более крупного червоного элемента (бубен), который, в свою очередь, является составным элементом более крупного чёрного ансамбля — треф, собственно креста.
Некоторые исследователи, например, Алексей Кунгуров, утверждают, что, на самом деле, масти символизируют миры в древних ведических верованиях бытовавших на Руси и доживших в таком виде до наших времён. Это миры яви, нави, слави и прави. Только он утверждает, что явь — это пик, славь — бубен, навь — треф, правь — червей. Напомню, мир яви — это наш явный мир. Миры нави и слави — тёмный и светлый потусторонние миры. И, наконец, мир прави — высший божественный мир. Тогда остаётся невыясненным вопрос последовательности мастей. Ведь во всех известных карточных играх (во всяком случае мне, прим.вред.) приоритетность мастей (цена за женитьбу (хваль), за взятку) следующая: от меньшего к большему — пик (вини), треф (кресты), бубен (бубна), червей (чирва). На крестах православных, а возможно и не только, церквей: червей/пик, бубен, треф.
Вопрос этот хотелось бы прояснить, так как информации об этом весьма не много. Так что Вы, мои дорогие читатели, если имеете какую-нибудь информацию по этому поводу, прокомментируйте пожалуйста.
Как таковой, «официальной» версии происхождения карточных мастей не существует. Есть несколько гипотез. Напомню в России и современном западном мире, распространена французская колода карт.
Согласно одной из них, карты изобрели китайцы (конечно установить подробную дату этого изобретения не представляется возможным, но на что китайцы только не способны прим.вред.).
Согласно другой, египетские жрецы нарисовали 78 табличек, — карт Таро. На 56 табличках (так называемые «Младшие Арканы») были нарисованы современные карты (где ещё четыре достоинства?! прим.вред.) и ещё 22 таблички («Старшие Арканы») составляли карты Таро. Гипотезу озвучил в 1785 г. оккультист из Франции Эттейла, а продолжили её продвигать англиканцы Кроули и Мэзерс, француцы Леви и доктор магии Папюс.
Согласно ещё одной, у Карла 6-го (больного шизофренией) был шут Жак Грингонер, который в 1392-м году развлекал короля колодой из 32-х карт: без дам.
Ещё одна гипотеза гласит, что в индии на картах многорукий Шива, в своих руках держал жезл, кубок, монету и меч. Точно также рисовались масти и в итальянских карточных колодах.
У германцев до сих пор масти называются копья, цветы, квадраты и сердца. Ещё встречаются листья, жёлуди, колокола и сердца.
Игральные карты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мало кто задумывается над тем, какова история возникновения символов, обозначающих масти.
По одной из версий, карты, предназначенные для игры, зародились в Азии, а оттуда арабами были завезены в Европу. Карты, переправляемые арабскими купцами, были похожи на современные таро и делились на четыре масти: кубки, пентакли, мечи, посохи.
Другие историки придерживаются точки зрения, что карты изобрели в Европе - их нарисовал шут французского короля Карла IV для развлечения царской особы.
В странах Старого Света игральные карты впервые упоминаются в середине 14 столетия. Во все времена колоды различались по количеству и составу, но имели ряд сходств:
- Карты подразделяются на четыре масти (характерно присутствие карт, не принадлежащих ни к одной из мастей, так называемых джокеров).
- В рамках одной масти карты обладают рангом, обозначаемым цифрами, буквами или изображением.
- Каждой карте присвоено уникальное сочетание ранга и масти.
Привычная сегодня колода со стандартными обозначениями мастей берет свое начало из французских карт, изготовленных в XV в. Тот факт, что именно французская колода получила массовое распространение объясняется просто - дешевизной производства. Дело в том, что в ней младшие ранги обозначались абстрактными значками, которые легко воспроизводились с помощью трафаретов и не требовали прорисовки гравюр.
Происхождение символики, обозначающей масти, также имеет несколько вариантов:
- Четыре основных социальных класса феодального общества (армия - ♠, церковь - , купечество - ♦, крестьянство - ♣).
- Рыцарская амуниция (♠ - копья, - щиты, ♦ - знамена, ♣ - мечи).
- Символическое распятие Иисуса Христа (♠ - копье, пронзившее сердце спасителя, - губка, утолившая жажду Иисуса, ♦ - шляпки гвоздей, которыми прибили руки и ноги Христа, ♣ - крест, на котором он был распят).
Последняя версия связывается с тем, что церковь всегда порицала карточные игры, считая их промыслом дьявола. Интересно, что до сих пор в европейских государствах сохранились весьма необычные названия карточных мастей. Например, в Германии ♦ именуют бубенцы, - сердца, ♣ - желуди, а ♠ - листья.
Названия мастей испанской колоды дословно переводятся как монеты, кубки, палицы и мечи.
Французы используют термины: квадраты, сердца, клевер, пики (копья).
В России прижились обозначения, заимствованные из французского или с созвучным названием. Например, бубны от слова бубенцы, черви от прилагательного червонный, что означает красный. Название трефы не что иное, как транскрипция французского "trèfle", а пики одновременно произношение французского "pique" и название оружия.
Иерархия мастей
Правилами отдельных игр устанавливается определенная иерархия мастей. Пример - игры со взятками (в бридже и, иногда, в покере применяется такая градация по старшинству - ♠, , ♦, ♣). Поскольку общепринятого стандарта, присваивающего мастям ранг не существует, в каждой игре оговаривается свой порядок.
Козыри и особые масти
В группе игр со взятками одна масть в течение кона считается козырной и имеет больший вес по отношению к остальным. Существуют игры, в которых одна (или более) масть приобретает специальный статус. Пример игра «Пики», где карты с одноименным символом постоянно находятся в положении козырных.
Еще один вариант использования особых мастей - игра «Черви», по правилам которой, карты с сердцами напротив нежелательны.
В следующих материалах мы еще затронем исторические аспекты возникновения изображений, символизирующих старшие карты. Это не менее интересная тема, поскольку считается, что у карточных изображений были прототипы из числа реально живших личностей или вымышленных персонажей.
В наше время для карточной игры применяется французская колода состоящая из 52 карт и четырёх мастей разного номинала и 2-х джокеров, либо её "бюджетный " вариант из 36 карт. Когда же впервые появились карты, какова история этих символов?
Исследователи обнаружили самое раннее упоминание о картах в Европе в 1379 году. В городских хрониках города Витербо расположенного в Италии рассказывается о появлении удивительной и занимательной игры, которую переняли у арабов (сарацин) и которая называлась "наиб ". В те времена карточные изображения весьма разнились между собой, поскольку каждый рисунок тщательно формировался вручную, это был трудоёмкий и длительный процесс.
По прошествии веков игра в карты находила всё больше поклонников, и стала делом весьма распространённым. А поскольку рисовали их по прежнему вручную, то это становилось всё более проблематичным.
В Германии решили облегчить и стандартизировать процесс создания карт и стали их изготавливать ксилографическим методом, а для нанесения краски применяли специальные трафареты. И только для старших карт рисовались изображения, которые создавали при помощи ксилографии (вид гравирования на дереве). Поэтому французская колода благодаря относительной простоте изготовления приобрела огромную популярность.
Значение и название мастей игральных карт
Читайте ещё: значение выражения Знал бы прикуп жил бы в Сочи / что значит Потерпеть фиаскоЧто же всё таки означают символы конкретных мастей? Большинство специалистов, занимающихся исследованием карт соглашаются с тем, что 4 масти олицетворяли собой 4 главенствующих класса трефы - крестьяне, пики - военных, черви - духовенство, бубны - купцов
Однако есть ещё одна интересная версия, в которой считается, что символы трефы подразумевают мечи, пики - копья, черви - щиты, а бубны - знамёна.
Впервые данные стилизованные значки появились в 15 веке, и с тех самых пор ничуть не изменились (французская колода).
Игральные карты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мало кто задумывается над тем, какова история возникновения символов, обозначающих масти.
По одной из версий, карты, предназначенные для игры, зародились в Азии, а оттуда арабами были завезены в Европу. Карты, переправляемые арабскими купцами, были похожи на современные таро и делились на четыре масти: кубки, пентакли, мечи, посохи.
Другие историки придерживаются точки зрения, что карты изобрели в Европе - их нарисовал шут французского короля Карла IV для развлечения царской особы.
В странах Старого Света игральные карты впервые упоминаются в середине 14 столетия. Во все времена колоды различались по количеству и составу, но имели ряд сходств:
- Карты подразделяются на четыре масти (характерно присутствие карт, не принадлежащих ни к одной из мастей, так называемых джокеров).
- В рамках одной масти карты обладают рангом, обозначаемым цифрами, буквами или изображением.
- Каждой карте присвоено уникальное сочетание ранга и масти.
Привычная сегодня колода со стандартными обозначениями мастей берет свое начало из французских карт, изготовленных в XV в. Тот факт, что именно французская колода получила массовое распространение объясняется просто - дешевизной производства. Дело в том, что в ней младшие ранги обозначались абстрактными значками, которые легко воспроизводились с помощью трафаретов и не требовали прорисовки гравюр.
Происхождение символики, обозначающей масти, также имеет несколько вариантов:
- Четыре основных социальных класса феодального общества (армия - ♠, церковь - , купечество - ♦, крестьянство - ♣).
- Рыцарская амуниция (♠ - копья, - щиты, ♦ - знамена, ♣ - мечи).
- Символическое распятие Иисуса Христа (♠ - копье, пронзившее сердце спасителя, - губка, утолившая жажду Иисуса, ♦ - шляпки гвоздей, которыми прибили руки и ноги Христа, ♣ - крест, на котором он был распят).
Последняя версия связывается с тем, что церковь всегда порицала карточные игры, считая их промыслом дьявола. Интересно, что до сих пор в европейских государствах сохранились весьма необычные названия карточных мастей. Например, в Германии ♦ именуют бубенцы, - сердца, ♣ - желуди, а ♠ - листья.
Названия мастей испанской колоды дословно переводятся как монеты, кубки, палицы и мечи.
Французы используют термины: квадраты, сердца, клевер, пики (копья).
В России прижились обозначения, заимствованные из французского или с созвучным названием. Например, бубны от слова бубенцы, черви от прилагательного червонный, что означает красный. Название трефы не что иное, как транскрипция французского "trèfle", а пики одновременно произношение французского "pique" и название оружия.
Иерархия мастей
Правилами отдельных игр устанавливается определенная иерархия мастей. Пример - игры со взятками (в бридже и, иногда, в покере применяется такая градация по старшинству - ♠, , ♦, ♣). Поскольку общепринятого стандарта, присваивающего мастям ранг не существует, в каждой игре оговаривается свой порядок.
Козыри и особые масти
В группе игр со взятками одна масть в течение кона считается козырной и имеет больший вес по отношению к остальным. Существуют игры, в которых одна (или более) масть приобретает специальный статус. Пример игра «Пики», где карты с одноименным символом постоянно находятся в положении козырных.
Еще один вариант использования особых мастей - игра «Черви», по правилам которой, карты с сердцами напротив нежелательны.
В следующих материалах мы еще затронем исторические аспекты возникновения изображений, символизирующих старшие карты. Это не менее интересная тема, поскольку считается, что у карточных изображений были прототипы из числа реально живших личностей или вымышленных персонажей.