Основные правила игры в бильярд. Русский бильярд. Правила игры Выставляется шар в русском бильярде

1. Разметка бильярдного стола.

1.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Зона лузы - радиус 136 мм от точки падения в лузах бильярдного стола.
(7) Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
(8) "Мертвая зона" - это часть игровой поверхности стола из которой забить прицельный шар невозможно. Визуально она определяется путем соединения точки падения средней лузы и серединой короткого борта, если средняя луза находится справа то и "мертвая зона" тоже справа или наоборот.
1.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.
Примечание: на игровую поверхность стола могут наноситься две дополнительные линии для точного установления пирамиды. Первая проходит через центр шара, стоящего в вершине пирамиды, параллельно заднему борту длинной 100 мм. Вторая проходит через центр шаров, стоящих в основании пирамиды, параллельно заднему борту длинной 400 мм. Обе линии равноудалены от длинных бортов.

2. Используемые шары.

Стандартный набор из шестнадцати бильярдных шаров: пятна-дцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.
Примечание: на цветном шаре без номера может быть нанесена разметка в виде линий или точек.

3. Биток и прицельные шары.

3.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
3.2. При игре в «Московскую динамичную» и "Русскую классическую" битком служит цветной шар.
3.3. При игре в «Длинную американку» любой шар на игровой поверхности стола может быть выбран в каче-стве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
3.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

4. Соударение битка с прицельным шаром.

4.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
4.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любо-го борта (бортов).
4.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

5. Игра после нарушения.

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставле-ния неправильно забитых и выскочивших шаров, а также выставления с полки на стол штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

6. Розыгрыш начального удара.

6.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к
заднему борту и обратно. При этом используются два белых шара. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
6.2.Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
6.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
6.4. Если один из игроков нанес удар после того, как шар его соперника достиг заднего борта, то он автоматически проигрывает розыгрыш. Если при этом, проигравший розыгрыш игрок считает, что соперник умышленно нанес удар с опережением, он может апеллировать к судье.
6.5. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

7. Исходная расстановка шаров.

7.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в фор-ме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
7.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.
Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие ус-тановку неполной пирамиды (см. п.24). При уста-новке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к уста-новке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем - неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. При этом основание (нижний ряд) должен быть заполнен. Для этого, в случае необходимости, перемещают шары из вершины пирамиды.

8. Положение шара.

Положение шара определяется положением его центра.

9. Дом и линия дома.

9.1. Линия дома не является частью дома.
9.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

10. Введение битка в игру (начало игры).

10.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
10.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует ис-пользовать цветной шар.
10.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п.10). Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
10.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 13).
10.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

11. Правильный начальный удар.

11.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) любой из шаров коснулся двух бортов.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
11.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.
11.3. В 1-й партии право начального удара определяется с помощью розыгрыша. Далее начальный удар производит победитель предыдущей партии. Также победитель текущей партии имеет право передать начальный удар сопернику.

12. Начало и завершение удара.

12.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
12.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

13. Удар кием по битку.

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

14. Касание ногой пола.

При выполнении удара по битку, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

15.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

17.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударе-ния (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифи-цируется как пропих и наказывается штрафом.
17.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - «наклейка кия - биток - прицельный шар», то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров.
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.
Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смеще-ния последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.4.3).

18. Правильно завершенный удар .

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров:
(1) забит в лузу;
(2) касается 2-х бортов; или
(а) до-водит до другого борта любой шар; или
(б) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту;
(3) остановился в зоне лузы (см. п.1(6));
(4) произошло касание зоны средней лузы - один из сыгранных шаров должен коснуться борта в зоне средней лузы. При игре «прицельного» шара в среднюю лузу, он должен находиться вне пределов «мертвой зоны» для данной лузы (см. п.1.1, р.8).
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

19. Штрафной и премиальный удар с руки из дома.

19.1. При игре в «Московскую классику» удар с руки из любого дома произво-дится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штраф-ным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу).
19.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром.

20. Правильно и неправильно забитые шары.

20.1.Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
20.2.Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 12), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
20.3. Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 12), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, счита-ется забитым правильно.
Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был пра-вильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.
20.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
20.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

21. Шар на краю лузы.

21.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
21.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары ус-танавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
21.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не- устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

22. Выскочивший шар.

22.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
22.2.Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращает-ся на игровую поверхность.
22.3. Если биток выскакивает за борт, налага-ется штраф. За выскочивший за борт прицельный шар штраф не налага-ется.
22.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

23. Выставление шаров.

23.1. Все неправильно забитые, выскочившие за борт шары, а также отложенные штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
23.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном по-рядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как мож-но ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на ли-нии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отмет-кой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как мож-но ближе к задней отметке.
23.3. При игре в «Длинную американку» любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в «Московскую классику» - в качестве прицельного шара.
23.4. Шары, вышедшие из игры нельзя использовать с целью проведения каких-либо замеров для определения расстояния между шарами, шаром и бортом и т.д.

24. Вмешательство постороннего.

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства по-стороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игро-ка, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра про-должается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключе-ние света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пира-миды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 11). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.7.

25. Вмешательство в игру соперника.

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматри-вается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф. При этом нарушенная позиция шаров восстанавливается.

26. Штрафы.

26.1.Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.4.3.)
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 11.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 12.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 13);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 14);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 15);
(7) при двойном ударе (см. п. 16);
(8) при пропихе (см. п. 17.1 и п. 17.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.18);
(10) при выскакивании битка за борт (см. п.22.3);
(11) при превышении лимита времени на удар (см. п.28);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.25);
(13) за нанесение при прицеливании меток на сукно или борта;
(14) если игрок для прицеливания кладет кий на стол, не придерживая его рукой.
26.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.

27. Отложенный штраф.

27.1. Если после штрафного удара у нарушителя нет на полке шаров, то взимание штрафа откладывается до результативного удара. При этом счет его очков в партии -1, -2 и т.д.
27.2. Штрафной шар выставляется в соответствии с п. 23.1.

28. Лимит времени.

28.1. Время на совершение удара - 40 секунд (при прямых трансляциях на ТВ-30 секунд) с момента остановки шаров.
28.2. В каждой партии спортсмену при необходимости, но не более 2-х раз, дается дополнительное время на совершение удара в течение последующих 40 (30-ти) секунд. При этом соблюдается процедура, описанная в п.11.3.
28.3. Судья у стола после решения, что игрок нарушил правило 40 (30-ти) секунд, дает команду «Время» и засекает 40 (30-ть) секунд на удар. При этом первое дополнительное время на совершение удара считается использованным. После второго превышения игроком лимита 40 (30-ти) секунд процедура повторяется. Спортсмен, нуждающийся в дополнительном времени, может сам обратиться к судье: «Дополнительное время» и судья засекает 40 (30-ть) секунд на удар. После использования игроком (игроками) дополнительного времени, судья осуществляет хронометраж каждого удара. При этом за 10 секунд до истечения времени на удар, он подает команду: «10 секунд». Если и после этого спортсмен не укладывается в отведенное на удар время, на него налагается штраф.

29. Перерывы.

29.1. В течение матча каждый из спортсменов имеет право на один пятиминутный перерыв. При игре в "Длинную американку" перерыв игрок имеет право взять только на "своем" ударе. Дополнительный перерыв перед контровой партией предоставляется, если матч проходит до 4-х и более побед (московская классика). Если спортсмен не воспользовался перерывом до контровой партии, то он теряет право на дополнительный перерыв.
29.2. При трансляции матча на ТВ в прямом эфире перерыв возможен только с разрешения судьи у стола.
29.3. При игре на ТВ столе на спортсмена, опоздавшего после 5-ти минутного перерыва, налагается штраф в размере 50-ти долларов США за каждую минуту опоздания.
29.4. Спортсмен не имеет право покидать стол и останавливать игру без весомых причин, и без разрешения судьи у стола (или соперника, если игра ведётся без судьи у стола).

30. Серия с кия.

30.1. При определении наибольшей серии с кия к зачету принимаются: 15 и более шаров у мужчин, 8 и более - у женщин.
30.2. Для фиксации серии без судьи у стола спортсмен должен пригласить судью, находящегося в зале после 8-ми забитых шаров у мужчин и после 5-ти - у женщин.
30.3. Сыгранную серию судья фиксирует в протоколе матча.
30.4. После того, как спортсмен набрал 8 очков, ему засчитывается победа в партии и предоставляется право продолжить игру для увеличения серии с кия. При этом штрафной удар во время данной продолженной игры на предыдущую партию не распространяется, но служит основанием для остановки серии за минусом неправильно забитого шара. При этом после любого результативного удара игрок может попросить судью установить исходную расстановку шаров для начала следующей партии.

31. Неспортивное поведение.

31.1. Участники соревнований обязаны соблюдать принципы честной и корректной спортивной борьбы, а также соблюдать нормы поведения по отношению к другим участникам, официальным лицам и зрителям.
31.2. Судья обязан пресекать факты неспортивного поведения следующими санкциями:
- замечание;
- предупреждение;
- объявление поражения в партии или встрече;
- отстранение от участия в соревнованиях.
31.3. Примененные санкции отмечаются в протоколе.
31.4. В случае отстранения спортсмена от участия в соревнованиях стартовые взносы возврату не подлежат.

32. Заказ.

32.1 Все прямолетящие шары засчитываются.
32.2. В случае, если шар перед падением в лузу задевает любые шары или борта, то он считается случайным и не засчитывается. Штраф при этом не налагется. Удар переходит к сопернику.
32.3. При объявлении заказа требуется указать кием шар и лузу, в которую будет сыгран шар. Один шар можно заказать только в одну лузу.
32.3. После падения "прямолетящего" или "заказного шара" другие шары упавшие в результате такого удара засчитываются.

Практически каждый мужчина любит по окончанию рабочей недели сходить с друзьями поиграть в бильярд.

Даже те, кто не являются ярыми приверженцами данного вида увлечения, охотно соглашаются составить компанию.

Обучиться этой игре несложно: для начинающих достаточно выучить основные правила каждого вида бильярда.

Сегодня широко распространены виды игры в русский бильярд, американку, пирамиду и восьмерку, с правилами которых можно ознакомиться ниже.

Русский вариант считается распространенной разновидностью лузного бильярда, где все шары должны закатываться игроками в специальные ячейки.

Основными критериями называют наличие большого стола, мячей диаметром 68-70 миллиметров и луз определенного размера.

Чтобы обучиться игре, рассмотрим правила русского бильярда, необходимые к ознакомлению для новичков:

  1. На старте партии 15 шаров располагаются пирамидой, при этом крайний верхний должен находиться на отметке задней линии стола.
  2. Все элементы неподвижные, забитый мяч вне правил не засчитывается.
  3. Штрафы назначаются при двойных ударах, пропихах, нажимах и промахах.
  4. Мяч считается призовым, когда удар прошел по всем правилам, и он закатился в лузу. Тогда бильярдист имеет право повторного удара.

Русский вариант считается классикой, его правила просты и понятны. Главное отличие от американского бильярда — разница используемых шаров.

Перед тем, как играть, участники должны разыграть право первого удара.

Американский вариант для начинающих

Наиболее популярным считается американский вариант бильярда, где любой закатившийся шар считается призовым.

Начиная игру, стоит руководствоваться общими правилами, а также придерживаться следующих:

  1. Выигрывает партию тот игрок, который первый забьет 8 мячей.
  2. Все 16 шаров могут быть как битком, так и прицельным средством для удара.
  3. 15 мячей расставляются пирамидой, один из них будет прицельным – он кладется на вершине пирамиды.
  4. Игра заканчивается во время ничьей, выигрыша или проигрыша. Ничья назначается при условии закатывании по 7 шаров от каждого игрока.
  5. Допускается делать отыгрыш: например, если после удара мяч ударился о борт и другой шар.

Неправильно забитый шар или тот, который был загнан по-штрафному, устанавливается у заднего борта.

Важно! Шарики американки значительно отличаются от русского бильярда: они окрашены разными цветами, причем 8 из них имеют сразу два цвета. Каждый из них имеет номер.

Кратко изложенные правила американки должны помочь новичкам за непродолжительное время освоить данный вид бильярда.

Игра в пул

Главное отличие игры пул – каждый участник играет своим цветом.

Данный вид игры имеет свои разновидности, которые определяют количество задействованных элементов. Чтобы освоить вид игры, предлагаем ознакомиться с краткими правилами.

Обратите внимание! Каждый игрок должен заказывать лузу, куда партнер обязан загнать шар.

Рассмотрим основные нюансы пула, чтобы уметь вести свободную игру и победить оппонента:

Как играть в снукер

Игра снукер рассчитана на продвинутый уровень оппонентов. Главная сложность заключается в правильной расстановке и дальнейшем подсчете очков.

Рассмотрим правила снукера:

  1. В игре используются 15 красных, 1 желтый, 1 зеленый, 1 коричневый, 1 синий, 1 розовый и 1 черный шар. Они дают такое количество очков по порядку: по 1 очку за каждый красный и далее – 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
  2. Белый элемент является битком, его загонять в лузы запрещено.
  3. На столе размещают мячи: треугольник с красными шарами, а также черным и розовым в одной части стола.
  4. Синий размещают на центральной линии, а остальные – на противоположной части.

  5. Разбивание начинается с линии дома – туда устанавливают белый мяч.
  6. При первом ударе необходимо попасть только по красному элементу.

Выигрывает тот игрок или та команда, которые наберут большее количество очков, чем соперники.

Важно! Если мяч не попал в лузу, право хода передается оппоненту.

Когда красные элементы на столе закончились, игроки переходят к закатыванию остальных цветных шаров.

Русская пирамида, восьмёрка и другие разновидности бильярда

Бильярд считается наиболее популярной мужской игрой: она не только развивает спортивный азарт, но приносит удовольствие.

Каждый год, не исключая 2018, проходят чемпионаты по разным видам этой игры.

Рассмотрим основные разновидности бильярда, их нюансы:

  1. Девятка. Разновидность пула, где целью является игра по заказу. Здесь используется 9 шаров, а мяч с данной цифрой загоняют в лузу последним.
  2. Карамболь. Используются сразу два битка, третий — красный. Особенность заключается в отсутствии луз на столе, а выигрывает тот, кто своим битком коснется красного элемента, а потом шара партнера.
  3. Московская пирамида – другое название Сибирка или комбинированный бильярд. Главная цель – первым забить 8 мячиков. Такая же цель присутствует в игре восьмерка, которая называется пулом.
  4. Ленинградский, другое название – Невская пирамида. При игре пользуются правилами русского бильярда, однако очки засчитываются за элементы, загнанные в лузу: как битки, так и прицельные.
  5. Колхоз. В такой партии участвуют минимум 3 человека. Каждый игрок забивает тому, что стоит от него: например, первый забивает третьему, тот забивает второму, а второй первому.

    На выходе читается разница пропущенных и забитых мячей.

Обучившись таким несложным правилам популярной сегодня игры, можно смело отправляться с друзьями в ближайший бильярдный клуб и весело проводить время.

Полезное видео

Русский бильярд, более известный как «Пирамида» — это собирательный образ различных разновидностей бильярдных игр, в частности лузного бильярда. Главным правилом и требованием является размеры стола и шаров, установленные ФРБ, не меньшее значение играет расстановка:

  • Стол должен достигать 3.6 метров в длину и 1.8 метров в ширину;
  • Диаметр бильярдного шара должен составлять 6.8-7 см;
  • Размер луз, расположенных в углу – 7.3 см;
  • Размер луз, расположенных посредине – 8.1 см;
  • Бильярдные шары ставятся максимально плотно друг к другу посредством специального треугольника;
  • Центральный передний мяч необходимо расположить таким образом, чтобы он оказался на задней линии. При этом пирамидное имеет параллельное расположение по отношению к заднему бортику.
  1. Согласно правилам русского бильярда удары выполняются продольно посредством киевой наклейки. Важно, чтобы хотя бы одна нога бильярдиста плотно стояла на полу.
  2. Мячи должны находиться в неподвижном состоянии. Если шарик был забит в лузное отверстие не по правилам, без предварительного заказа или просто выскочил с игрового поля, то он выставляется обратно.
  3. Удар считается оконченным лишь тогда, как все шары останавливаются.
  4. Неправильно выполненные удары грозят штрафом. К ним можно отнести двойной удар, выполненный так, что наклейка кия касается разбивающего шара дважды. Пропих – когда параллельно толкается не только биток, но и прицельный шар, а также нажим либо промах.

Все бильярдисты располагаются возле переднего бортика, но по разным сторонам от продольной линии. Выбрать себе место можно обговорив его друг с другом, либо посредством жребия. В области «дома» каждый участник игры ставит шар, после чего наносится одновременный удар с посылом к заднему бортику. Право выбора достается тому бильярдисту, чей шарик после соприкосновения с задним бортиком ближе всего оказался к борту спереди. Правила русского бильярда предусматривают и прогрыш в розигрыше.

Проигрыш в розыгрыше происходит в тех ситуациях, если шар:

  • Не прикоснулся к заднему бортику;
  • Соприкоснулся с длиной стороной стола;
  • Зашел за границы продольной линии;
  • Попал в лузное отверстие, либо соскочил с игрового поля.

Разновидности шаров в русском бильярде

Сыгранный – это шар, который после удачного удара оказался в лузе. Тогда этот участник игры имеет право сделать еще один удар.

Зависший – если шар оказывается в лузе после завершения «хода» бильярдиста из-за того, что стол пошатнулся, то данный удар не засчитывается, а шарик возвращается на свое изначальное место.

Выскочивший – таким называют шар, покинувший пределы стола. Если этот был прицельный шар, то он просто снова ставится на заднюю отметку, при этом участнику игры не назначаются штрафы. В ситуациях, когда пределы стола покинул биток, то бильярдиста штрафуют, а забитые ранее мячи не учитываются.

Не заказанные шары – правила установки

По правилам русского бильярда: если шары были забиты вне правил или покинули в ходе игры пределы стола, то они размещаются судьей на задней линии поля. В случае если данная позиция занята, то такие мячи выставляются максимально близко и продольно, но не вплотную, к перегораживающему шарику, придерживаясь направления заднего бортика стола. При занятии и этих позиций, шары ставятся около центральной зоны игрового поля.

Правила в русском бильярде предусматривают наложение штрафов в следующих случаях:

  • Если совершенный удар был нанесен любой другой частью кия, кроме наклейки;
  • Если последующий удар выполняется затем, чтобы завершить сделанный ранее ход;
  • Когда биток покидает пределы игрового поля;
  • Во время удвоенного удара, пропиха, нажима;
  • При тушевании шаров с помощью посторонних предметов или частей тела;
  • Если удар выполняется по битку, находящемся за пределами домашней части поля;
  • Если бильярдист не выполняет правила отыгрыша, либо промахивается.

Правила игры в Американку

Данная разновидность русского бильярда весьма популярна среди игроков. В этом случае биток находится в пределах домашней части игрового поля, но не на линии дома. Разбивая пирамиду, игроку разрешается выбирать любой шар, который будет играть роль битка. Если прицельный шар попадает в лузу вместе с битком, то удар засчитывается (при условии, что оба мяча соприкоснулись). Победу одерживает бильярдист, забивший первым восемь шаров.

Русский бильярд является уникальной игрой, и на это есть масса причин. Правила русского бильярда достаточно просты, а игра настолько захватывающая и интересная, что в нее играют женщины и мужчины любого возраста, социального положения и вероисповедания. Игра достаточно разносторонняя, в ней обязательно должна присутствовать твердая рука для точности удара, расчет на несколько ходов вперед и неторопливость, таким образом, бильярд называют шахматами в движении. Стоит отметить и великолепную историю этой игры.

История возникновения

Благодаря Петру I, который «прорубил окно в Европу», Россия смогла получить не только неизведанные продукты, ткани и прочее, вместе с этим люди узнали, о такой игре, как бильярд. Игра стала популярной достаточно быстро, причем во всех социальных кругах. Единственное, что вызывало некий дискомфорт, это невозможность приобрести стол для русского бильярда, но со временем, эта проблема тоже была решена. Не только бояре, но и сам Петр любил эту игру. Необходимо учесть, что бильярд больше всего был актуален именно среди военных, на тот момент невозможно было найти штаб, где бы не стоял стол для русского бильярда. Слух о том, что в стране появилась новая игра, благодаря которой можно было развить меткость и точность, достаточно быстро разлетелась, из-за этого ни солдаты, ни офицеры не могли без бильярда. Начиная с XIX века, бильярд становится еще популярнее, его можно встретить в любом общественном месте. Теперь в любой гостинице или трактире все интересовались наличием бильярдного стола.

Разновидности русского бильярда

Существует несколько разновидностей этой игры, а правила русского бильярда в принципе все одинаковы, но существуют небольшие различия, исходя из конкретного вида:

  1. Американка.
  2. Московская пирамида.
  3. Невская пирамида.
  4. Классическая пирамида, или 71 очко.

Отличия в играх заключаются не только в правилах, но и в цели игры.

Отличия между видами русского бильярда

В классической пирамиде победу одерживает тот игрок, который в сумме наберет 71 или более очков, что суммируются, исходя из чисел забитых в лузы шаров. Перед тем как выполнить удар, игрок должен произвести заказ шара и лузы, куда будет проводиться атака. В случае если были нарушены правила, снимается 5 очков в пользу соперника.

Московская пирамида играется исключительно по битку. Победа считается при первых восьми забитых шарах, также в учет идут и те шары, которые были получены во время нарушения правил соперником.

Для свободного владения любой разновидностью игры необходимо знать правила русского бильярда. Свободная пирамида (американка) играется до тех пор, пока один из соперников не забьет первым 8 шаров в лузу, при этом за биток можно брать любой шар, точно так же, как и прицельный. За нарушение соперник снимает один шар в качестве штрафа в свою пользу.

Невская пирамида имеет несколько похожих моментов с Московской. Вся игра проводится исключительно ударами по битку, но в случае когда соперник нарушает правила, у второго игрока есть право выбора, он может снять шар со стола в свою пользу или отказаться от этого и поставить биток в любое место на столе.

В любом случае, перед тем как начать играть в тот или иной вид, необходимо сначала более детально рассмотреть правила русского бильярда.

Если пожелаете сыграть в один из видов русского бильярда, вам нужно будет более детально ознакомиться с правилами каждого из них. Для начала же главное изучить и запомнить общие для всех положения.

Русский бильярд-американка

Отдельное внимание хочется уделить именно этой разновидности игры, так как в современном мире, если не брать во внимание турниры, именно этот вид бильярда является самым распространенным и популярным. Хочется сказать, что любители, которые собираются приятно провести время в бильярдном зале, отдают предпочтение именно американке. Игра более динамична по сравнению со своими аналогами. Многие тоже начинали именно с этой игры, так как она развивает массу навыков, которые будут актуальны и в дальнейшем. Русский бильярд «американка» позволяет развить «кладь», другими словами, умение класть шары по лузам, «своего» и «чужого», то есть от шара и прицельный, соответственно. Благодаря этому игрок улучшает эффе (придание шару вращения). Поэтому как первая игра для знакомства с станет самой лучшей.

Правила этикета во время игры

Поскольку бильярд является интеллигентной игрой, необходимо ознакомиться не только с правилами игры, но и с некоторыми правилами этикета. В любой момент игрок постоянно должен оставаться вежливым, при этом нельзя мешать своему оппоненту в тот момент, когда его очередь делать свой подход к столу. Также нельзя стоять перед той лузой, в которую целится соперник, во-первых, это неприлично, а во-вторых, это может быть опасно, так как шары иногда вылетают со стола. Когда игрок оценивает расположение шаров на столе и обходит его со всех сторон, а соперник в это время целится или готовится выполнить удар, лучше всего дождаться, пока он закончит удар, и приступить к своему. Бильярд не любит спешки, поэтому чем делать какие-нибудь резкие движения, лучше всего поступать неспеша, размерено.

Прямоугольный стол и круглый шар

Естественно, эта игра невозможна без стола. Размер стола для русского бильярда может быть четырех видов: 12, 10, 9 и 8 футов. Что касается официальных соревнований, то на них используются максимально большие размеры натянуто специальное сукно, имеющее разметку, опять же в случае турниров используют исключительно зеленую ткань, но сейчас в бильярдной можно встретить красное, синее и даже белое покрытие.

На самом деле, размер стола для русского бильярда не такая уж и важная информация для игрока, поэтому стоит перейти непосредственно к лузам и шарам. Шары, которые используются для игры, имеют всего на несколько миллиметров меньший диаметр, чем ширина лузы. Забить их сложно, что делает игру по-настоящему интересной.

Игра состоит из набора в 16 шаров, 1 из которых является битком, имеет отличие от остальных прицельных в своем цвете, каждый пронумерован, кроме битка. Игра начинается с того, что при помощи треугольника необходимо установить пирамиду таким образом, чтобы ее основание стало параллельно короткому борту, при этом ее верхушка должна находиться на специально размеченной точке. Биток ставят в «дом», это специальная площадь, которая размечена поперечной линией.

Розыгрыш

Правила русского бильярда гласят о том, что право первого удара присваивается тому игроку, который одержал победу в розыгрыше. Суть такова: оба оппонента становятся около короткого борта, таким образом, стол условно делится на две продольные половинки. После чего игроки должны выполнить удар с дома, а побеждает тот соперник, чей шар после отражения от заднего борта стоит ближе к небу. Есть несколько нюансов. В случае если шар не коснулся борта или коснулся, но это был боковой борт, перекатился на половину оппонента, упал в лузу или за стол для русского бильярда, то такой розыгрыш считается проигранным.

Если соперники оба нарушили условия, то он проводится снова, то же самое проделывается и в случае одинакового удаления шара после касания борта. Когда определен победитель, он имеет право выбора, будет ли он разбивать пирамиду первым или же предоставит эту возможность оппоненту, далее первый удар проходит поочередно. Что касается розыгрыша, то правила русской пирамиды в бильярде и всех иных разновидностях игры говорят об абсолютной идентичности всех условий.

Первый удар

Первый удар проводится исключительно битком, при этом его можно перемещать по пределам «дома», но нельзя бить с самой низкой точки, так как правила русского бильярда (американка, московская, невская пирамиды) говорят о том, что при таком положении биток считается «вне зоны дома». Удар считается выполненным тогда, когда наклейка кия коснулась битка. Успешным удар признается в случае

  • попадания прицельного шара в лузу;
  • если три шара от пирамиды коснулись бортов;
  • касания двух шаров борта и одного переката середины стола.

В случае если данные условия выполнены не были, соперник имеет право продолжить игру или передать право хода сопернику.

Кий для игры

Кий для русского бильярда принято выбирать индивидуально, исходя из личных предпочтений и физиологических качеств. Любители и профессионалы этой игры предпочитают иметь в своем арсенале собственный кий. Стоит отметить, что это удовольствие не из дешевых, но качественный кий совершенно не обязательно должен быть выполнен из дорогих пород дерева.

Хороший кий для русского бильярда должен иметь оптимальный вес, длину и баланс. Также в зависимости от того, из какой породы дерева выполнен кий, стоит обратить внимание на его вибрацию после нанесенного удара. Обязательно необходимо оценить его прямоту и отсутствие дефектов.

Штрафы

Штрафы являются неотъемлемой частью любой игры, поэтому необходимо досконально изучить все правила той или иной игры, в которую вы собираетесь играть, чтобы случайным образом не сделать нарушение. Но есть некоторый свод обязательных правил, за нарушение которых назначается штраф.

Удар можно производить исключительно тогда, когда все шары на столе прекратили перемещение, вращение на месте также считается за движение. Удар должен проводиться очень четко, без дополнительных толчков и случайных касаний других шаров. В случае когда прицельный шар находится на расстоянии, меньшем чем ½ радиуса шара, его необходимо проводить под 45-градусным углом относительно центральной оси битка. После ударения о прицельный шар биток должен или остановиться на месте, или откатиться назад. Шар, который в результате прицельной атаки упал в лузу, считается забитым, если при его забитии не были нарушены правила, в противном случае фиксируется нарушение, а ход переходит к оппоненту.

Выскочивший шар

Отдельно хочется поговорить про шар, который в процессе игры покидает пределы стола, например, остановка шара на борту или возвращение его на стол после отражения от любого постороннего предмета. Шар можно считать в игре, если он, коснувшись борта, возвращается на стол. Выставление шаров, которые покинули пределы стола, зависит от конкретной разновидности игры.

Что ни говори, а одной из самых популярных игр был и остается русский бильярд. Размеры и размахи некоторых турниров просто зашкаливают. Современные родители предпочитают отдавать своих детей в этот вид спорта с самого детства, таким образом, к своим 16 годам они имеют уже большой опыт за спиной и массу побед на престижных соревнованиях. Бильярд нельзя назвать самым дешевым видом спорта, но при желании сейчас есть большое количество школ и частных учителей, которые могут за разумную плату предоставить качественные уроки и способны вырастить не одного чемпиона. Было бы желание, а возможность найдется всегда!


Русский бильярд. Общие правила

Комментарий: с 1 января 2005г. были введены и уже действуют на всех официальных соревнованиях, новые правила Русского бильярда, являющиеся международными. Новые правила претерпели значительные изменения и прежде всего это касается переименовывания всех пирамидных игр, по которым будут проводиться спортивные соревнования. Изменены даже некоторые бильярдные термины. Безусловно эти "новшества", пришлись по душе не всем - ведь по сути из наименований исклечено исконно Русское начало. Все это объясняется "современными" "международными" требованиями времении. Тем не менее дух и сущность Русского бильярда от этого никоим образом не менятся, а принятая новая терминология не сможет заменить привычных названий известных бильярдных игр и будет являться лишь официальной.

И так новые спортивные соревнования будут проводиться по следующим четырём видам Пирамиды:

1) "Свободная пирамида" т.е. "ПИРАМИДА" или "АМЕРИКАНКА".
2) "Свободная пирамида" ("Американка с продолжением", "Большая американка")
3) "Комбинированная пирамида" - "СИБИРСКАЯ ПИРАМИДА" ("СИБИРКА") или "МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА" ("МОСКВИЧКА").
4) "Динамичная пирамида" - "НЕВСКАЯ ПИРАМИДА".
5) "Классическая пирамида" - "МАЛАЯ РУССКАЯ ПИРАМИДА".
________________________________________
Удар по битку

Должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом штрафуется.

Розыгрыш начального удара

Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, направляя свои битки к заднему борту. Побеждает игрок, чей шар, отразившись от него, останавливается ближе к переднему.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику. В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

Расстановка шаров
Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Начальный удар ("С руки и из дома")

При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома.

Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия. При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются. Удар с руки производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: (биток упал в лузу или выскочил за борт ("Русская пирамида", "Московская"), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.

Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

Сыгранные шары

Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре. Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

Выскочившие шары

Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т. д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т. п.), самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т. п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры. При этом штраф не накладывается.


Комбинированная пирамида (СИБИРКА или МОСКВИЧКА или МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА)

Еще эту игру называют "сибирской", "комбинированной". При игре в "московскую" следует руководствоваться "Общими правилами русского бильярда», а также, нижеследующими правилами.

Цель игры
Первым забить восемь шаров.

Используемые шары
Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой (обычно полосатый или розовый). Всего шестнадцать.

Расстановка шаров
Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

Начальный удар
Начальный удар производится "с руки" из "дома".

Ведение игры
Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

Взамен забитого битка со стола снимается любой из прицельных шаров, на который укажет соперник, после чего играющий производит удар битком с руки из дома.

Выставление шаров
Все неправильно забитые, выскочившие за борт, а также штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.

Единичный шар выставляется на заднюю отметку.

Любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара.

Штрафы за нарушения
Штраф в виде одного шара взыскивается:
при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т. п. до, после или при выполнении удара;
при ударе по битку турником или боковой частью кия;
при ударе во время не завершившегося движения шаров от предыдущего удара;
при промахе, когда "свой" не коснулся ни одного из шаров:
при вылете за борт "своего" шара;
при отрыве обеих ног от пола во время удара.
Если при нарушении по пунктам а), д) и е) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки

Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Особые случаи
При неправильном ударе биток выскочил за борт и, ударившись о кого-либо, возвратился на бильярд. Штраф не взимается. Если заказанный или играемый шар упал в лузу, то он не засчитывается. Удар переходит к партнеру
Биток или любой шар выскочил и остановился на борту. Шар ставится плотно к борту около того места, где он остановился на борту. Удар переходит к партнеру, но если был положен шар, то он засчитывается.
Кто-либо из посторонних или партнер во время удара случайно помешал: толкнул, задел и т. п. По желанию пострадавшего положение шаров может быть восстановлено. Удар переигрывается.
Шар остановился в растворе лузы, но упал в промежуток времени между началом прицеливания другого партнера и моментом подхода битка к застрявшему шару, в результате чего получился промах.
Удар сохраняется за промахнувшимся. Упавший шар выставляется на точку 3 или на ближайший к ней короткий борт. Биток переставляется в "дом" и удар выполняется оттуда на общем основании.

ОТЛИЧИЕ МОСКОВСКОЙ ОТ НОВОВВЕДЕННОЙ КОМБИНИРОВАННОЙ ПИРАМИДЫ:
После забитого битка, игрок сам снимает шар на полку. В «московке» это делал соперник. Игра ведется без заказа. В случае штрафа игрок наказывается не снятием забитых шаров на стол, а снятием шара на полку соперника. В связи с чем, возникла коллизия последнего шара – в теории игрок может закончить партию не результативным ударом, а шаром после штрафа.


Классическая пирамида - Малая Русская пирамида

Игра производится 16 шарами. 15 белых шаров имеют нумерацию от 1 до 15 очков. Шестнадцатый шар - биток может быть цветным либо полосатым, заметно отличающимся от других шаров.

Шары устанавливаются в пирамиду в строго определенном порядке. В вершине пирамиды, на третьей точке стола - «четверка» (лобовой шар), по бокам основания пирамиды - «двоика» и «тройка», а самые крупные шары «13», «14», «15» - в центре пирамиды. При таком расположении после разбивки пирамиды, как правило, раскатятся только крайние шары с малыми номерами, а крупные шары останутся в середине пирамиды.

Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120 очков. К номеру шара с «единицей» («туз») прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару, независимо от нанесенной на нем цифры, прибавляется также 10. Таким образом, общая сумма очков - 140.

Игра ведется только одним, «своим» шаром. Выигравшим считается тот, кто первым наберет 71 очко. Если один игрок набрал 70 очков («своя»), то даже в случае покладки последнего шара его партнером в партии фиксируется ничья.

Иногда играют втроем и даже вчетвером. Так бывает в товарищеских встречах на досуге, когда желающих поиграть много, а столов мало. При игре втроем дополнительно к шару «2» прибавляется 10 очков, и тогда в пирамиде будет 150 очков. Чтобы одному из партнеров выиграть, ему необходимо набрать 51 очко. Если все трое сыграли по 50 очков, то фиксируется ничья.

При игре вчетвером (каждый за себя) к общему числу очков в пирамиде прибавляется еще 10. На этот раз к шару «З». Таким образом, общая сумма очков в пирамиде оказывается равной 160. Выигравшим считается тот, кто первым набрал 41 очко. Ничья возможна в том случае, когда у каждого окажется по 40 очков.

Перед началом игры следует договориться об условиях игры. Одно из таких условий - как заказывать шары: строгим заказом «по чистому назначению» или «шар-луза». При игре «по чистому назначению» перед ударом играющий точно называет номер шара, лузу, куда он желает положить шар, а также объясняет, каким образом должен упасть шар (от такого-то шара, таких-то шаров, абриколью, шаром или шарами и какими именно, каким видом дуплета и т.д.). Игра «шар-луза» предусматривает точное назначение номера шара и лузы, в которую играют. Каким образом шар будет приближаться к лузе - не имеет значения.

Другим условием игры может быть фора, которую дает более сильный игрок другому. Эта фора обычно составляет 5, 10, 15, 20, 30 и даже 35 очков. Вместе с тем молодым спортсменам не рекомендуется привыкать к перестраховке от проигрыша, требуя вперед очки. Фора снижает качество игры, ослабляет волю игрока, собранность, мешает сосредоточенности. Фора оправдана в основном при встречах на товарищеских турнирах команд или во время игр партнеров разного класса. Заказ должен быть произнесен громко, ясно и обязательно до удара.

При правильном сыгрывании назначенного шара все остальные шары, упавшие в лузы вследствие этого же удара, засчитываются как сыгранные, вне зависимости от времени их падения по отношению к падению заказанного шара. Когда на бильярде остается один шар, называть его номер не требуется.
Если шар ударился о внутреннюю стенку лузы и выскочил обратно на стол, он не засчитывается и оставляется там, где остановился.

Кому начинать игру в первой партии - определяется жребием. В дальнейшем игру начинает победитель предыдущей партии. Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком.

Штрафные санкции.
При игре в пирамиду предусмотрены штрафы:
а) 5 очков, которые снимаются со счета провинившегося и прибавляются к счету партнера;
б) выставление шара, положенного в лузу, на стол.

Ошибки, за которые назначается штраф в 5 очков:
а) падение битка в лузу;
б) биток выскочил при ударе за борт;
в) удар по ошибке выполнен не «своим» шаром;
г) биток не задел шар-мишень и не коснулся ни одного из шаров, находящихся на столе (в том числе и при самом первом ударе);
д) удар выполнен не наклейкой, а турняком или боковой частью кия;
е) во время удара партнер стушевал (коснулся) любой шар кием, одеждой, рукой и т.д.;
ж) удар во время движения шаров от предыдущего удара;
з) касание шаров игроком, ошибочно посчитавшим партию оконченной;
и) прямое попадание в шар, находящийся в «доме», при игре «с рук».

При ошибках, предусмотренных пунктами а) и б), кроме штрафа в 5 очков, если одновременно в лузу упадут заказанные шары. то они на засчитываются и выставляются на третью точку стола. Если же точка занята, то - на короткий борт с внутренней стороны пирамиды.

Иногда ошибки, отмеченные в пунктах д) и е), по предварительному взаимному договору партнеров не штрафуются. Однако в целях выработки у спортсменов аккуратности и повышения культуры игры эти ошибки целесообразно штрафовать.

Если один из партнеров после удачного удара посчитал, что у него партия, и смешал остальные шары (пункт з), то положение шаров восстанавливается, игра продолжается, удар переходит к сопернику.

Ошибки, после которых сыгранный шар не засчитывается:
а) шар положен запрещенным ударом («пропнх», «нажим»);
б) при игре «с рук» часть корпуса и ноги игрока выступают за линию длинного борта;
в) во время удара партнер, навалившись на край стола, не касается пола ногами.
Во всех перечисленных случаях штраф ограничивается тем, что сыгранный шар выставляется на стол на общих основаниях. Удар переходит к партнеру. Если все шары находятся в «доме», а играть надо «с рук», то временным «домом» становится «глубина» стола, находящаяся в районе третьей точки.


Динамичная пирамида - Невская пирамида

Цель игры
Первым забить восемь шаров.

Используемые шары
Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой.

Расстановка шаров:
Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

Начальный удар (с руки из дома)
Этот удар разрешается производить из любого положения, в том числе и выходить за внешнюю сторону длинного борта, но не заходя за продолжение передней линии (линии дома). При правильном ударе засчитывается все шары, сыгранные в любую лузу, после выхода битка из дома, либо его соприкосновения с прицельным шаром, находящимся вне дома.

Ведение игры
Игра идет с двойным заказом, т.е. можно заказывать и "свой", и "чужой" шары одновременно; заказ засчитывается, если упадет даже один шар.
В ходе игры после любого сыгранного по заказу шара, любые, случайно упавшие шары, засчитываются. После забивания "своего" шара игрок ставит "свой" шар на любое место стола обязательно под "чужой" шар, т.е. играет "с руки".
Если при игре "с руки" "свой" шар падает вместе с "чужим", то это не штраф, но удар "с руки" переходит к сопернику.
Если при игре "с руки" падает только "свой" шар, а не "чужой", то это не штраф, но удар "с руки" переходит к сопернику.

Выставление шаров
Все неправильно забитые, выскочившие, а также шары, снятые с полки за штраф, устанавливаются на заднюю отметку (третью точку). Если же это место занято, то шары выставляются на продольной линии как можно ближе, но не вплотную к мешающему шару в сторону заднего борта, а если и эта линия занята, то в сторону центральной отметки. Если одновременно выставляется несколько шаров, то они ставятся вплотную друг к другу.

Штрафы за нарушения
За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.


Свободная пирамида (ПИРАМИДА или АМЕРИКАНКА)

1. Цель игры
Первым (раньше соперника) набрать восемь очков.

2. Штрафной шар
2.1. В случае нарушения правил один из ранее правильно забитых нарушителем шаров выставляется. Такой шар называется штрафным шаром.
2.2. Если у нарушителя нет правильно забитых шаров, то в качестве штрафного шара выставляется первый правильно забитый им шар.

3. Биток и прицельные шары
3.1. В "Пирамиде" нет постоянного подразделения шаров на единственный биток (по которому бьют кием) и прицельные шары (по которым бьют битком).
3.2. При выполнении любого удара (за исключением начального) игрок может использовать в качестве битка любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета). Соответственно все остальные шары на игровой поверхности стола (независимо от их номера и цвета) могут служить в качестве прицельных.

4. Соударение
4.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
4.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
4.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

5. Правила ведения игры
5.1. Перед каждым ударом (за исключением начального) игроку предоставляется право выбора битка.
5.2. Если в результате правильного удара в лузу забит шар, то игрок производит следующий удар с возобновлением права выбора битка.
5.3. Если при правильном ударе ни один из шаров не забит в лузу, то право следующего удара c правом нового выбора битка переходит к сопернику.
5.4. Забивать в лузу можно как любой прицельный шар, так и биток от любого прицельного шара.
5.5. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитываются все упавшие в лузы шары.

6. Игра после нарушения
В случае нарушения правил соперник имеет право:
(1) сам произвести следующий удар или
(2) потребовать продолжения игры нарушителем.

7. Розыгрыш начального удара
7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(7) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров
8.1. Перед начальным ударом пятнадцать нумерованных шаров цвета слоновой кости устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Все шары должны быть плотно прижаты друг к другу.
При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар (без номера), используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.

9. Положение шара
Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара следует использовать цветной шар (без номера).
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома.
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его попра-вить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия.
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Правильный начальный удар
12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если не нарушено ни одно из положений настоящих правил и кроме того - после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров (биток или любой прицельный шар) правильно забит в любую лузу; или
(2) один из шаров (биток или любой прицельный шар) коснулся двух бортов; или
(3) один из шаров (биток или любой прицельный шар) коснулся борта, а затем пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, на игрока налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.

13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара
14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

15. Удар кием по битку
Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

16. Касание ногой пола
При выполнении удара по битку по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

17. Запрещенное касание шаров
За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

18. Запрет двойного удара
При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

19. Запрет пропиха
19.1. При выполнении удара по битку любым способом кроме двух описанных в разделе 18.2, запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия-биток-прицельный шар" (это расстояние, как пра-вило, не превышает размера стандартного бильярдного мелка), то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или
(2) таким образом, что биток прошел вслед за прицельным шаром не далее чем на полшара.
В противном случае - штраф.
Примечание:
Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

20. Правильный удар
Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих правил и кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем: (а) касается другого борта, или (б) доводит до другого борта любой шар или (в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем: (а) касается любого борта или (б) доводит до любого борта любой шар; или
(4) отражается от любого борта, а затем: (а) пересекает центральную линию или (б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.
Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар отражается от борта, в свою очередь бьет по битку и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается правильным только в том случае, если имело место два отдельных соударения - "биток-прицельный шар" и "прицельный шар-биток". В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
4. Если один из шаров отражается от губы ("носика") средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр по меньшей мере один раз пересек центральную линию.

21. Правильно и неправильно забитые шары
21.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
21.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
21.3. Если же при ударе было нарушено хотя бы одно из положений настоящих правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
21.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются наряду со штрафным шаром.
21.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)

22. Шар на краю лузы
22.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
22.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары восстанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
22.3. Если движущийся шар на мгновение останавливается на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу в вследствие произведенного удара и не восстанавливается.

22. Выскочивший шар
22.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т.п.).
22.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола. Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
22.3. Если любой шар (биток или любой прицельный шара) выскакивает за борт, то игрок штрафуется.
22.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара вместе со штрафным.

23. Выставление шаров
23.1. Все неправильно забитые, выскочившие за борт, а также штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
23.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам. В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
23.4. Любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара.

24. Замедленная игра
Если по мнению судьи игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнования или партии, то судья после предупреждения игрока может ввести сорокапятисекундное временное ограничение на подготовку ударов обоими игроками (т. е. игра и того, и другого контролируется с помощью секундомера). Если после этого один из игроков, предупрежденный судьей за 10 секунд до истечения отпущенного времени, не укладывается в установленные временные рамки, то объявляется штраф.
Контрольный секундомер включается после завершения предыдущего удара и контролирует время до начала следующего. Время, пока шары на столе находятся в движении, не учитывается.
Если игрок еще не подошел к столу для удара, то за 10 секунд до истечения отпущенного времени должно последовать предупреждение со стороны судьи
В случае если игрок склонился над столом для нанесения удара ранее чем за 10 секунд до истечения отпущенного времени, то временное предупреждение не делается и штраф не налагается. Если же игрок вновь выпрямился, то судья действует в соответствии с обычной процедурой контроля времени.
Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

25. Вмешательство постороннего
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается, причем штраф за это /при этом штраф/ не налагается. Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной ненумерованный шар устанавливают в доме (если ненумерованный шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе нумерованных шаров), все оставшиеся на столе нумерованные шары устанавливают в форме пирамиды (или укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара. Счет сохраняется таким же, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

26. Вмешательство в игру соперника
Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.

27. Штрафы
27.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
(2) при неправильном начальном ударе;
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего;
(4) при неправильном ударе кием по битку;
(5) при нанесения удара по битку с отрывом обеих ног от пола;
(6) при запрещенном касании шаров;
(7) при двойном ударе;
(8) при пропихе;
(9) при неправильном (неправильно завершенном) ударе;
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт;
(11) при нарушении положений раздела "Замедленная игра";
(12) при вмешательстве в игру соперника.
27.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере


Свободная пирамида (Американка с продолжением, Большая американка)

Игра ведётся по правилам обычной свободной пирамиды ("Американки"), но есть следующие отличия:

1) Игра ведётся до 80 забитых шаров
2) Когда на столе остаётся два шара, пирамида выставляется заново, но игрок может выбрать:
- либо поставить всю пирамиду и разбой идёт с дома
- либо шары остаются на своих местах и ставится усеченная пирамида (без одного шара)

P.S. Игра идеально подходит для тренировки серийного забития шаров (серии более 10 шаров)

Играйте и наслаждайтесь.

В продолжение темы:
Гонки

Вы думаете, что умеете играть в Морской бой? Ну, допустим, а в какой? Ага, поставили Вас в тупик? Начнем с оригинальной версии, напомню ее тем, кто позабыл: играют двое....

Новые статьи
/
Популярные